«Беспредел полный»: работникам новосибирских рынков в разы повысили ветеринарные сборы
С начала года в разы выросла цена на услуги ветеринарного контроля для арендаторов рынков Новосибирска. Закладывать новые ветеринарные тарифы в стоимость продукции для потребителей или вовсе прекращать торговлю на городских рынках? Пока фермеры и пасечники ломают над этим головы и пишут жалобы в прокуратуру, Тайга.инфо попыталась разобраться почему и насколько могут вырасти цены на натуральные продукты для новосибирцев.
Светлана Каленицкая работает в медовой секции на Центральном рынке больше двадцати лет, продает мед, который привозит с собственной пасеки в Горной Шории. После 1 января 2019 пчеловодам в ветлаборатории Центрального рынка сообщили о резком повышении цены анализов на мед. «У нас с фляги было около ста рублей, а на данный момент цена анализа составляет 587 рублей, и такое же повышение на побочную продукцию, — объясняет Каленицкая. — Нас предупредили заранее в ноябре, что будет повышение, но не сказали на сколько. Для нас это нерентабельно, мы не можем заложить такую стоимость в цену товара. Сейчас мы продаем по 400−500 рублей за килограмм, а вынуждены будем продавать по 800−900 рублей — это нереальные цены». Такое серьезное повышение на памяти Каленицкой произошло впервые за семь лет, раньше тариф поднимался постепенно на 5−10 рублей, но никогда в разы. Работникам рынка повышение объяснили «ненаполнением кассы лаборатории». Каленицкую удивляет, что такой рост произошел только на рынках в черте Новосибирска согласно приказу городской ветеринарной службы, нигде по области, по ее словам, таких повышений не было.
Татьяна Дмитриева из Чулымского района в бело-синих переднике и шапочке — многодетная мать. В ее домашнем хозяйстве двадцать четыре головы крупного рогатого скота, не считая телят. Молоко, масло, сливки и творог она привозит на Центральный рынок уже двадцать семь лет. «Татьяна, Наташа и Наташа» приезжают от района втроем, в прежние времена их с землячками было полтора десятка человек, сейчас остальные ездить перестали.
«Мы платили 139 рублей за ветуслуги, сейчас платим 440 рублей, а если с маслом, то все 500, — возмущается Дмитриева. — Необоснованно, в разы поднялась цена. И на солярку поднимается, и здесь поднимается, и там поднимается. Как нам, колхозникам, в деревне? Вот я сюда из Чулымского района каждый раз еду три часа, и обратно три часа, представляете? Может, конечно, есть получше места, но мы полжизни своей, уже больше, здесь проработали. У меня в месяц получается 84 тысячи только на бумажки. Я считаю, что это ценовой беспредел. У нас домашний творог по 200−250 рублей за килограмм, и цены держатся лет пять-шесть, и мы не можем их поднять, потому что народ у нас нищий. И мы такие же, как тот народ, понимаете, это цепочка, мы взаимосвязаны. А цены поднимаются и поднимаются, навязываются те услуги, которые нам не надо».
«Наташа и Наташа», стоящие рядом с Дмитриевой, наперебой объясняют, что издержки фермеров растут, себестоимость продукции растет, значит, их доход падает: «Мы платим за 75 сантиметров — наше место и крыша. Если еще будут поднимать, то со временем нам нужно будет искать другое место. Мы деревня — мы не поднимем все это: на солярку цены растут, на запчасти растут, техника своя, цены ужас, а мы на той цене, что были раньше».
Женщины отмечают что народу на рынке становится меньше с каждым годом, и они живут в основном за счет постоянных клиентов, которые уже в третьем поколении приходят к ним за «домашним». Все продавцы неоднократно оплачивают различные ветеринарные услуги и анализы в ходе производства продукции, информация об этом заносится в единую федеральную систему «Меркурий», каждый килограмм творога, мяса и меда можно отследить по справкам и анализам от полей, где они вырастают и добываются, до прилавка. Сбор ветлаборатории рынка — это финальная плата, дающая право встать за прилавок.
Дмитриева рассказывает, что в Чулымском районе, который «Германия, Польша и пол Украины вместе взятых» сейчас ветлабораторию закрывают и переносят ее в Каргат, потому что производства не стало, остаются только «частники».
«Прижимают, прижимают и прижимают, — сетует женщина. — Куда идет государство? Наше правительство, я расскажу вам на микрофон, не думает о народе. На выживаемость всех пустили. Что вы будете кушать в городе? В деревне работы нет, либо вахта мужикам — дома не знать по полгода. Беспредел полный. Государство о нас не думает. Короче останется Новосибирск без натурального продукта».
Если власти не отреагируют на жалобы и обращения, единственным выходом «частники» видят нелегальную торговлю на улице.
Елена Бурмистрова на протяжении пятнадцати лет ежедневно продает на рынке самое малое — говяжью тушу, ее поставщики привозят мясо из разных районов области. С первого января стоимость ветеринарного клейма на каждой туше выросла со 125 рублей до 325 рублей. «Очень круто разом на такую сумму, даже если 200 рублей в день, при нынешней торговле — по карману бьет, — говорит Бурмистрова. — А если клеймим две-три туши? Грузчики и другие расходы, а цены остаются те же, потому что народ не будет покупать дороже. У бабушек-дедушек пенсии остались те же самые, зарплаты у людей те же самые, получается минус из нашего кармана».
Поставщики говорят, что в районах области стоимость клейма не изменилась, почему она так подскочила в городе продавцам никто не объяснил, «поставили перед фактом и все». Себестоимость мяса, по подсчетам Бурмистровой, до декабря 2018 года составляла в среднем 225 рублей за килограмм, сейчас стала 260 рублей, и это без учета ветеринарных надбавок. «Такого роста за два месяца ни один год не было», — подытожила продавец.
«В конечном итоге вырастет цена продукта, и все это скажется на потребителе, — считает представитель рынка Татьяна Ракоед. — Арендаторы, торгующие мясом, уже начали расторгать договоры. Рынок со своей стороны, чтобы облегчить предпринимателям жизнь, с 2014 года не поднимает расценки на аренду, наоборот, произошло снижение ставок в среднем на 20%. Возмущаются новыми тарифами ветеринаров арендаторы и на Октябрьском и на Ленинском рынках».
Предприниматели совместно с администрацией Центрального рынка написали жалобу в прокуратуру Новосибирской области, в которой они указывают, что цены на ветеринарно — санитарную экспертизу мяса и меда, например, в Калининградской области в среднем в 4 раза меньше, чем в Новосибирской. Поэтому, считают заявители, утвержденные новым прейскурантом цены в несколько раз превышают реальные затраты на проведение ветеринарно — санитарной экспертизы, а это нарушает их право на свободу экономической деятельности, которое гарантировано статьей 8 Конституции РФ.
Тайга.инфо направила запросы начальнику управления ветеринарии Новосибирской области Олегу Рожкову и начальнику ГБУ НСО «Управление ветеринарии города Новосибирска» Ивану Уваровус просьбой пояснить, кто именно и, руководствуясь какими соображениями, принял решение о максимально возможном повышении расценок на услуги ветконтроля. В приемной областного управления запрос приняли. От городского управления реакции не последовало, хотя прейскурант подписал именно Уваров, корреспондент смог только несколько раз прослушать по телефону ведомства мелодию из «В мире животных». На момент публикации ответов редакция не получила.
Следите за новостями на нашем сайте.